«Дальше решайте сами»: эксперт о проблемах внедрения саморегулируемых организаций на рынке жилищного строительства Казахстана - Urban Awards

«Дальше решайте сами»: эксперт о проблемах внедрения саморегулируемых организаций на рынке жилищного строительства Казахстана - Urban Awards

18 декабря 2020


Ни для кого не станет новостью, что в сфере строительства порой появляются совершенно случайные компании, без соответствующего кадрового или материального обеспечения. Вполне предсказуемо, что качественные показатели строительства от этого не возрастают, зато возрастает недовольство тех, кто пользуется результатами работы.

На противоположной чаше весов находится саморегулирование, призванное стимулировать развитие ответственности на уровне коллективов, которые входят в саморегулируемые организации. О необходимости внедрения системы СРО в строительную отрасль Казахстана, а также ее положительном влиянии на развитие жилищного строительства и отрасли в целом оргкомитет Urban Awards попросил рассказать директора филиала РОЮЛ «Союз строителей Казахстана» Карагандинской области Толегена Мукатаевича Ашимова.

Наш гость – почетный строитель Казахстана, возглавляет Объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц «Ассоциация застройщиков Карагандинской области», является депутатом городского маслихата, экс-депутатом областного маслихата.

Толеген Мукатаевич, расскажите пожалуйста, с чем связана необходимость внедрения СРО в строительную отрасль Казахстана?

«Думаю, начну с того, что у нас в строительстве есть определенная система регулирования: законы, различные нормы, стандарты, требования о том, что и как строить, в каком количестве, по какой стоимости, насколько это безопасно и прочее. Но, в этих нормах самих строителей много чего не устраивает, так как они пишутся «сверху» и во многом не соответствуют реальности, а порой даже противоречат здравому смыслу. Естественно, это препятствует развитию строительной отрасли и приводит к технологическому отставанию, низкой производительности труда, что отрицательно сказывается, в конечном итоге, и на строительстве жилья», –  говорит Толеген Ашимов.

В качестве яркого примера эксперт указывает процесс формирования цены на услуги каменщиков:

«Вы только обратите внимание на цифры. Комитет по делам строительства ставит 4,5 тысячи тенге за метр кубической кладки, тогда как на рынке строителям каменщики предлагают свою услугу за 16-20 тысяч тенге, то есть почти в 4 раза выше установленной стоимости. В то же время, и сами каменщики не правы, предлагая завышенную цену: они должны пытаться увеличить количество зарплаты не за счет повышения цен, а за счет увеличения объема выполненных работ. Поэтому здесь важно было найти компромисс, и было предложено установить цену в 12 тысяч тенге, которая бы удовлетворила обе стороны. Но пока эти 12 тысяч дойдут до строительной площадки, пройдет год-два, и данная стоимость услуги опять не будет соответствовать действительности», – комментирует ситуацию Толеген Ашимов.

Такие отставания и промедления на государственном уровне, по мнению спикера, тормозят и само строительство. В связи с чем Толеген Мукатаевич считает необходимым передать функции по части формирования норм и стандартов саморегулируемым организациям.

Закон о деятельности СРО был введен в 2015 году: почему до сих пор на практике он не реализован?

«Скажу так: вопрос о внедрении СРО в строительной отрасли поднимался у нас уже достаточно давно, но есть несколько причин, которые данный процесс притормаживают: законодательно не отрегулированы механизмы имущественной ответственности, не определены конкретные требования по созданию компенсационного фонда и других форм имущественной ответственности, не утверждены методики расчета взносов в компенсационный фонд, а также страховых сумм и премий», - отмечает Толеген Ашимов.

Также, одна из причин проволочек внедрения закона на практике, по мнению спикера, – неготовность самого отечественного бизнеса к вступлению в СРО: большая часть предприятий, в частности малый и средний бизнес, оказались не подготовленными к тому, чтобы выплачивать значительные суммы, которые требуются при вступлении в СРО.

«Выход из данной ситуации я вижу в том, чтобы государство оказало поддержку, включая финансовую, на первоначальном этапе создания и внедрения саморегулируемых организаций, так как самим строителям самостоятельно договориться друг с другом будет очень сложно. Необходим первоначальный бюджет от государства на содержание штата объединения (экспертов, юридических лиц и прочее), которые смогли бы проработать все вопросы касаемо СРО на начальном этапе», – резюмирует спикер.

Альтернативный путь развития Толеген Мукатаевич видит в создании кластеров. Данный тип объединений, по мнению эксперта, отлично бы вписался в работу региональных компаний. Если СРО подразумевает под собой объединение на профессиональном уровне компаний одной отрасли, то в рамках кластера можно было бы задействовать и многие другие сферы.

В качестве положительного примера Ашимов приводит Испанию, где членами кластера являются строительные организации, фермерские хозяйства, выращивающие виноград, винодельни и порты на юге страны. Данные структуры заключают договор, согласно которому строительные компании протягивают трубопроводы к каждому винограднику, где сок выжимают и гонят по винопроводам в винные заводы, расположенные в порту: там производится вино, которое сразу грузится на корабли и развозится по всему миру. «Все от этого выигрывают, так как при такой схеме резко падает себестоимость вина, а прибыльность растет», – подчеркнул спикер.

«Получается, что под общим флагом строительной отрасли такие разнородные предприятия нашли точки соприкосновения. Как отметил недавно Президент, строительство должно стать локомотивом экономики. Вот здесь как раз это и подразумевается: строители в данном случае вытащили и фермерские хозяйства, и заводы. Это – передовой подход. Но для начала, нам нужно пройти через СРО, а вторым шагом станет кластеризация. Тогда наша экономика будет активно развиваться: поднимется заработная плата, возрастет покупательский спрос, начнет процветать бизнес», – уточняет Толеген Ашимов.

Но для этого, по мнению спикера, одного законодательства о саморегулируемых организациях недостаточно: необходим четкий механизм внедрения этих законов в экономику, государственное регулирование данного процесса, а также правительственная поддержка и толчок.

«На самом деле, государство от этого только выиграет. В кейсе, о котором я говорил испанское правительство содержало кластер на протяжении 10 лет, однако эти вложения в разы окупились за счет налогов со всех этих предприятий. Государство в данном случае поступило как грамотный и мудрый менеджер: вложило деньги в кластерную экономику и получило должный эффект. Поэтому и в нашем случае с СРО государство останется в плюсе», – подчеркивает Ашимов.

Как утверждает спикер, в нашей стране пока большие проблемы с правоприменением: законы были приняты, а что с ними делать дальше – решать самим строителям.

«Такая же ситуация сложилась с использованием еврокодов в строительстве: были выделены бюджетные средства для перехода на еврокоды, составили нормативы для нашего рынка на основе европейских стандартов, перевели на русский и казахский языки, деньги получили, и всё – успокоились. А то, что это не работает, никого уже особо не волнует. Однако результат должен быть абсолютно другой: например, квадратный метр жилья стоит сейчас 300 тысяч тенге, а после введения еврокодов должен стоить 250 тысяч; после вступления в СРО– уже 180 тысяч; при использовании НИОКР –150 тысяч тенге за кв. м.  Таким должен быть результат в реальной жизни. А мы все внедряем, внедряем – а эффекта нет», – сетует наш гость.

Подводя итог, Толеген Мукатаевич отмечает: «Я всегда был уверен в том, что никакая деловая площадка лишней не бывает, главное – уметь ей воспользоваться. В случае с СРО важно проработать четкий механизм внедрения данной системы в строительную отрасль Казахстана при тесном взаимодействии профессионального сообщества и государства. Это положительно скажется как на развитии отрасли, благосостоянии населения, так и на экономике нашей страны в целом».

Руководитель премии Urban Awards в Казахстане Аяжан Утеуова также отметила важность практического применения закона о саморегулируемых организациях в строительной отрасли и привела несколько доводов.

Во-первых, членство в саморегулируемой организации облегчает компаниям доступ к ведению работ в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий, оценочной деятельности и многом другом. Во-вторых, к компаниям, которые хотят стать членами саморегулируемых сообществ, предъявляются серьезные требования. Поэтому они должны эффективно контролировать свою деятельность, иметь определенную материально-техническую базу и квалифицированных специалистов.

«Внедрение СРО, в конечном итоге, приведет к повышению качества работ, ускорению процесса строительства, а также снижению себестоимости жилья. Кроме того, это окажет положительный эффект на росте покупательского спроса, количестве сделок и развитии жилищного строительства», – комментирует руководитель казахстанской премии.

Аяжан Утеуова подчеркивает, что сейчас эта тема активно поднимается Союзом строителей Республики Казахстан, куда входит более 800 строительных организаций столицы и регионов, в числе которых – крупные компании-застройщики страны.

Оргкомитет Urban Awards напоминает, что продолжается прием заявок на участие в премии. Со списком номинаций можно ознакомиться на сайте.

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

НАВЕРХ