Проблемы дворовых и внутридомовых парковок: цена вопроса? - Urban Awards

Проблемы дворовых и внутридомовых парковок: цена вопроса? - Urban Awards

14 декабря 2020


Вопрос с парковками – сегодня один из насущных в столице и во всех регионах Казахстана: население и количество автомобилей растет, а развитие городской инфраструктуры за всем этим не успевает. С одной стороны, наблюдается большой дефицит паркомест во дворах, с другой стороны, есть проблема нереализованных площадей в паркингах жилых домов. Оргкомитет Urban Awards решил выяснить, в чем причина такого противоречия и как это сказывается на стоимости жилья?

На самом деле, явных причин три: высокая стоимость парковочных мест в новостройках, нехватка территории для организации стоянки авто, а также расчетливость инвестора, который, путем выделения ограниченного количества паркомест во дворе дома, продает их в паркинге по максимально высоким ценам.

В то же время, и сами представители строительной отрасли Казахстана обеспокоены этим вопросом. В связи с чем, на площадке НПП «Атамекен» вновь подняли проблемы строительства паркингов. По их мнению, действующие механизмы и нормы не решают проблемы, а только усугубляют её: создается ситуация, когда в районах, где есть необходимость в парковочных местах, они отсутствуют. В других районах - количество мест превышает спрос в 3-4 раза.

В частности, застройщик сталкивается с тем, что согласно нормам, необходимо строить завышенное количество паркомест, при том, что изменить целевое назначение нереализованной площади паркинга не имеется возможным, опять же согласно этим правилам. Данные факты приводят к увеличению стоимости строительства жилья.

По информации советника председателя ассоциации застройщиков Казахстана Виктора Микрюкова, порядка 70% парковочных мест на момент завершения строительства остаются невостребованными.

Был приведен пример с несколькими уже введенными в эксплуатацию домами: в ЖК элит-класса «Жайна» было затрачено 1,5 млрд тенге на строительство 640 машиномест, реализовано по факту только 10% от общего объема. В случае с жильем класса комфорт - та же ситуация: в ЖК «Баспана» было построено 60 парковочных мест на сумму порядка 419 млн тенге, а реализовано только 9 мест.

«Наблюдается завышенность действующих норм обеспеченности парковочными местами и данный фактор отрицательно влияет на конечную стоимость жилья. Исходя из проведенных расчетов, из-за установленных уполномоченным органом сверх необходимых требований действующих норм, в среднем порядка 16 тысяч тенге ложится на стоимость квадратного метра жилья», - комментирует Виктор Микрюков.

Предприниматели добавили, что государство ставит перед отраслью задачу удешевить строительство. В то же время, только себестоимость машиноместа колеблется от 1,5 до 3,5 млн тенге в зависимости от конфигурации паркинга и участка.

Председатель правления корпорации «ORDA INVEST» Шалкарбек Талипов заметил, что рынок переполнен парковочным пространством в жилой зоне, а реализация механизмов ГЧП станет затруднительной:

«Мы завершили 25 жилых домов, и во всех домах у нас на балансе числятся нереализованные парковочные места», - сказал Шалкарбек Талипов.

Как было уже упомянуто выше, одна из причин непривлекательности паркинга - невозможность изменить их назначение. Виктор Микрюков пояснил, что в нереализованном пространстве паркинга нельзя организовать СТО, ремонт и продажу запчастей.

Директор ТОО «Granite» Булат Омаров поделился зарубежной практикой:

«Международный опыт показывает, что городу нужно приспосабливать не только стандарты планировки, но и стандарты проектирования. Например, в США застройщик сам решает, какую выбрать норму обеспеченности парковочных мест, от этого зависит актуальность продаж. В Лондоне парковочное место приобретает только 20% жильцов, в Пекине также действует плавающий коэффициент. Предпринимательская среда не должна зависеть от государственного регулирования. Мы понимаем, что должны быть коэффициенты, стандарты, но не в таких жестких условиях», - сказал Омаров Булат.

Все участники заседания сошлись во мнении, что с целью решения вопроса с парковками, необходимо работать по 4 направлениям:

во-первых, обратиться в агентство по защите и развитию конкуренции РК для исключения данного барьера предпринимательской деятельности;

во-вторых, добиться снижения норм обеспеченности в зависимости от потребности в нужном количестве паркомест;

в-третьих, получить возможность изменять целевое назначение паркинга при условии соблюдения норм пожарной и прочей безопасности;

в-четвертых, заручиться поддержкой на реализацию строительства отдельных паркингов через механизмы ГЧП.

По оценкам бизнеса, грамотная политика в области решения вопроса с парковками является сегодня крайней необходимостью, так как позволит снизить стоимость квадратного метра жилья на 5-7%.

Оргкомитет Urban Awards уверен, что, если инициатива представителей строительной отрасли будет услышана и реализована – это благоприятно скажется на росте покупательского спроса и количества сделок. В выигрыше будут как сами покупатели, так и застройщики, которые смогут реализовать больший объем жилья и парковочных мест, а также и само государство в целом, за счет того, что начнет решаться вопрос с припаркованными в неположенном месте авто.

Заявите о вашем проекте и войдите в историю, как победитель Первой премии в области жилой городской недвижимости Казахстана!

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

НАВЕРХ